Фамиль Велиев
Я хорошо помню те времена — я был тогда в пятом-шестом классе, — когда слово «Интернет» писали только с большой буквы и только в кавычках.
Я хорошо помню те времена — я был тогда в пятом-шестом классе, — когда слово «Интернет» писали только с большой буквы и только в кавычках.
«Сохранится программа финансирования поездок российских учёных на международные конференции, в которой начинания Сороса поддерживаются и российскими предпринимателями (а именно фирмой “Логоваз”), программа по коммуникациям (развитие в России сети “Интернет”), а также библиотечная программа» [Василий Голышев, Павел Крижевский. Деятельность фонда Сороса в России (1996) // «Коммерсантъ-Daily», 1996.01.20].
Со временем, по мере того как в каждом доме появлялся первый персональный компьютер и подключённый к нему жужжащий модем, слово теряло экзотический шарм.
Сначала оно отбросило церемонные кавычки, а потом и благородную прописную букву — регалии имени собственного — и стало именем нарицательным.
Сегодня это просто интернет, простой и понятный, как кусок хозяйственного мыла:
«Ещё три года назад по степени влияния на аудиторию первое место занимало радио, второе — телевидение, а третье место, в зависимости от специфики проекта, — либо печатные СМИ, либо немузыкальное телевидение и только потом интернет. В настоящее время первое место делят радио и интернет, а телевидение и прочие медиа в контексте музыки отодвинулись ниже» [Вячеслав Суриков, Сергей Балдин. Невидимая сторона шоу-бизнеса // «Эксперт», 2015].
Хотя некоторые продолжают писать это слово только с большой буквы, интернет с маленькой (строчной) буквы официально зафиксирован в орфографических словарях как один из двух вариантов нормы.
Тот же самый процесс упрощения — присвоения русским языком заимствованных слов, обозначающих новые явления, — сейчас происходит и с названиями соцсетей.
В течение недели я буду рассказывать, как писать названия самых популярных платформ.
Начнём с товарища Цукерберга.
То, что вчера называлось социальной сетью «Facebook», сегодня превратилось просто в фейсбук, и это совершенно естественно. Такого написания ещё нет в орфографических словарях, но оно уже встречается в Словаре синонимов под ред. В. Н. Тришина (2013).
Конечно, в стилистически нейтральных текстах можно и оставить все реверансы — заглавную букву и даже кавычки, — но в живой, ежедневной письменной речи стоит, мне кажется, писать фейсбук.
Есть несколько вопросов, которые могут возникнуть в связи с таким написанием слова:
1. Почему «е», а не «э»?
Выбор буквы продиктован общей традицией заимствований: риелтор, бренд, стейк, карате, флешка и т. д. Слышим «э», но пишем «е».
2. Что с ударением?
В оригинале ударение падает на первый слог: fácebook, а в русском просится на второй: фейсбу́к, по аналогии с ноутбу́ком.
Правда, орфоэпической нормы нет, и вариант фе́йсбук тоже довольно распространён, особенно среди русских, работающих (или живущих) в англоязычной среде.
3. А оно вообще склоняется?
Да. Есть фейсбук, нет фейсбука, дать фейсбуку, вижу фейсбук, горжусь фейсбуком и говорю о фейсбуке. Слово склоняется. Оно грамматически прижилось.
4. А какой использовать предлог? В или на?
Пожалуй, что «в». В социальной сети. В фейсбуке.
«Об этом заговорили сразу после того, как музыканты выложили на своём сайте и в фейсбуке видео на новую песню Midnight» [Наталья Зайцева. Coldplay выпустят новый альбом // «Русский репортер», 2014].