вторник, 24 декабря 2019 г.

Как правильно писать названия соцсетей? «Фэйсбук» или Фэйсбук? Или фэйсбук? Или фейсбук?

Фамиль Велиев
Я хорошо помню те времена — я был тогда в пятом-шестом классе, — когда слово «Интернет» писали только с большой буквы и только в кавычках.

«Сохранится программа финансирования поездок российских учёных на международные конференции, в которой начинания Сороса поддерживаются и российскими предпринимателями (а именно фирмой “Логоваз”), программа по коммуникациям (развитие в России сети “Интернет”), а также библиотечная программа» [Василий Голышев, Павел Крижевский. Деятельность фонда Сороса в России (1996) // «Коммерсантъ-Daily», 1996.01.20].

Со временем, по мере того как в каждом доме появлялся первый персональный компьютер и подключённый к нему жужжащий модем, слово теряло экзотический шарм. 

Сначала оно отбросило церемонные кавычки, а потом и благородную прописную букву — регалии имени собственного — и стало именем нарицательным. 

Сегодня это просто интернет, простой и понятный, как кусок хозяйственного мыла:

«Ещё три года назад по степени влияния на аудиторию первое место занимало радио, второе — телевидение, а третье место, в зависимости от специфики проекта, — либо печатные СМИ, либо немузыкальное телевидение и только потом интернет. В настоящее время первое место делят радио и интернет, а телевидение и прочие медиа в контексте музыки отодвинулись ниже» [Вячеслав Суриков, Сергей Балдин. Невидимая сторона шоу-бизнеса // «Эксперт», 2015].

Хотя некоторые продолжают писать это слово только с большой буквы, интернет с маленькой (строчной) буквы официально зафиксирован в орфографических словарях как один из двух вариантов нормы.

Тот же самый процесс упрощения — присвоения русским языком заимствованных слов, обозначающих новые явления, — сейчас происходит и с названиями соцсетей. 

В течение недели я буду рассказывать, как писать названия самых популярных платформ.

Начнём с товарища Цукерберга.

То, что вчера называлось социальной сетью «Facebook», сегодня превратилось просто в фейсбук, и это совершенно естественно. Такого написания ещё нет в орфографических словарях, но оно уже встречается в Словаре синонимов под ред. В. Н. Тришина (2013).

Конечно, в стилистически нейтральных текстах можно и оставить все реверансы — заглавную букву и даже кавычки, — но в живой, ежедневной письменной речи стоит, мне кажется, писать фейсбук. 

Есть несколько вопросов, которые могут возникнуть в связи с таким написанием слова:

1. Почему «е», а не «э»? 

Выбор буквы продиктован общей традицией заимствований: риелтор, бренд, стейк, карате, флешка и т. д. Слышим «э», но пишем «е».

2. Что с ударением? 

В оригинале ударение падает на первый слог: fácebook, а в русском просится на второй: фейсбу́к, по аналогии с ноутбу́ком. 

Правда, орфоэпической нормы нет, и вариант фе́йсбук тоже довольно распространён, особенно среди русских, работающих (или живущих) в англоязычной среде. 

3. А оно вообще склоняется?

Да. Есть фейсбук, нет фейсбука, дать фейсбуку, вижу фейсбук, горжусь фейсбуком и говорю о фейсбуке. Слово склоняется. Оно грамматически прижилось.

4. А какой использовать предлог? В или на?

Пожалуй, что «в». В социальной сети. В фейсбуке.

«Об этом заговорили сразу после того, как музыканты выложили на своём сайте и в фейсбуке видео на новую песню Midnight» [Наталья Зайцева. Coldplay выпустят новый альбом // «Русский репортер», 2014].