вторник, 21 июля 2020 г.

Конечно

Фамиль Велиев

«Конечно» — это вводное слово, выражающее уверенность говорящего в истинности своих слов; то же, что «разумеется», «безусловно», «несомненно»; выделяется запятыми

«А то, помню, у Змеищева оспа была. Доктора, КОНЕЧНО, запретили ходить к нему, а нам начхать на докторов: пошли к нему и поздравили. Не считали за предрассудок» [А. П. Чехов. Праздничная повинность (1884-1885)].

«Шепчемся с няней (она из Питера) о том, что нам, питерским, КОНЕЧНО, не привыкать; у нас каждый год наводнение, каждый ноябрь вздувается вода, и плевать ей на дамбу, — из берегов выходят и Нева, и нянина любимая Фонтанка, и моя любимая Карповка, и так будет вечно, аминь, а раз в сто лет обязательно придёт Большая Волна, потому что и город проклят, и поэт так завещал» [Татьяна Толстая. Ураган над Нью-Йорком // «Русская жизнь», 2012].

«Хотя, КОНЕЧНО, он знал, что за Петровичем водилась блажь заломить вдруг чёрт знает какую непомерную цену, так что уж, бывало, сама жена не могла удержаться, чтобы не вскрикнуть: “Что ты с ума сходишь, дурак такой! В другой раз ни за что возьмёт работать, а теперь разнесла его нелёгкая запросить такую цену, какой и сам не стоит”» [Н. В. Гоголь. Шинель (1842)].

Однако иногда слово «конечно», произносимое тоном уверенности, убеждённости, приобретает значение утвердительной частицы и запятыми не выделяется, в таком качестве оно чаще всего встречается в составе ответной реплики.

«…Желал ли бы я быть не Леонтьевым, чтобы купить эту славу? Желал ли бы я приобрести её только одной политической деятельностью и не написать ничего? КОНЕЧНО нет! Избави Боже!.. Не потому, чтобы я государственную деятельность презирал... Напротив, я её чту высоко и своей ограниченной консульской деятельностью очень горжусь; не оттого, чтобы я литературу считал выше государственного дела; вовсе нет; но оттого, что именно я без литературного вдохновения и без литературной славы считаю мою, именно мою, жизнь ошибкой...» [К. Н. Леонтьев. Моя литературная судьба (1875)].

«Майорша как будто этого только и ждала. Она вскочила и начала майору рацею о том, что для него жена не значит ничего и он, может быть, даже был бы рад её смерти. “Нет, я только был бы рад, если бы ты немножечко замолчала“, — отвечал спокойно майор. “Никогда я теперь не замолчу”. — “Ну, и очень глупо: ты будешь мешать мне спать”. — “А ты можешь спать?” — “Отчего же мне не спать?” — “Ты можешь... ты можешь спать?” — “Да, КОНЕЧНО могу! А ты почему не можешь?” — “Потому, что я не могу спать от мысли, какое несчастие несходная пара”. — “Ну, вот ещё!.. Наплевать…”» [Н. С. Лесков. На ножах (1870)]

«“Так я должен ему твою родословную объяснять, что ли? Да ведь он расхохочется!” — “Так ты ему в рожу дай!” — “Ну, это сказки”. — “Боишься? Ты такой высокий; ты был сильнее всех в гимназии”. — “Боюсь, КОНЕЧНО боюсь. Да князь уж потому драться не станет, что дерутся с ровней”» [Ф. М. Достоевский. Подросток (1875)].

Это была рубрика #элементарная_грамотность

«В девяти случаях из десяти  запятые, КОНЕЧНО, ставятся». — «Тогда зачем рассказывать про один случай из десяти?» — «Чтобы не упрощать картину мира». — «А, да? По-твоему, её нужно усложнять?» — «КОНЕЧНО нужно! Усложнять и расширять! Внося всё больше тонкостей, и полутонов, и полутеней! Чтобы расти вверх, а не сползать вниз!»